1. Специальные условия для обучения детей-инвалидов, инвалидов, детей с ОВЗ.
1.1. Беспрепятственный доступ в здание МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва
Вход в образовательную организацию оборудован вспомогательными средствами для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- возле входной двери расположена беспроводная система вызова помощи сотрудников охраны;
- на входных группах дверей имеется круг для контрастной маркировки дверных проемов;
- расширенные дверные проемы при входе в здание;
- специальные поручни;
- кресло-коляска инвалидная;
- санузлы оборудованы поворотными зеркалами, крючками для костылей, кнопкой вызова помощника, поручнями;
1.2 Условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов:
- кабинет учителя-логопеда, для коррекции речи и звукопроизношения,
- кабинет педагога-психолога, для развития психомоторики и сенсорных процессов,
- медицинский кабинет
- пришкольная территория, которая включает в себя зоны для занятий групповыми и индивидуальными видами спорта: баскетбольная площадка, волейбольная площадка, игровые площадки.
Существующая материально-техническая база школы соответствует современным требованиям организации образовательного процесса. Учебные кабинеты оборудованы разноуровневой учебной мебелью.
В школе оборудован специализированный кабинет, а также сенсорная комната для обучения детей с РАС.
Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ организован доступ к местам занятий.
Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические:
компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).
Во всех учебных кабинетах установлено и используется компьютерное оборудование, интерактивные доски. Вся компьютерная техника подключена в единую локальную сеть по школе. К сети Интернет подключены все учебные помещения, компьютерные кабинеты, библиотека
1.3. Технические средства обучения для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ:
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Для инклюзивного обучения в специализированных кабинетах имеются: специализированные ученические столы для индивидуальной и фронтальной работы (для категории с РАС) ;
Информация о наличии оборудованных объектов для проведения практических занятий, для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
В спортивных залах есть все необходимое оборудование для проведения учебных занятий, подвижных игр, коррекционных занятий, спортивных состязаний. Для инклюзивного обучения используются: велотренажер, сенсорная комната.
Информация об условиях охраны здоровья для инвалидов и лиц с ОВЗ
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в МАОУ СШ № 34 г. Липецка осуществляется по следующим направлениям:
Система работы с участниками образовательного процесса по профилактике различных заболеваний.
Организация динамических перемен.
Организация деятельность спортивных секций.
Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
С целью исключения обучающихся школы к сайтам экстремистской направленности и иным ресурсам сети Интернет несовместимым с образовательным процессом осуществляется контентная фильтрация поступающей информации техническими средствами по белым спискам. Определены рабочие места и назначены ответственные лица за использование ученической и административной сетей Интернет.
Уроки информатики для учащихся средней и старшей ступеней обучения проходят в 2-х компьютерных классах, оснащенных современными компьютерами, мультимедийным и интерактивным оборудованием и подключенных к сети Интернет.
Доступность и открытость информации об образовательном учреждении обеспечивает электронная почта и сайт образовательной организации.
Все системы имеют режимы для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, в том числе для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Данные ресурсы имеют режим для слабовидящих или голосовое сопровождение.
Российское образование. Федеральный портал
Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена
ФИПИ — федеральный институт педагогических измерений
Федеральное агенство по образованию РФ
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Официальный сайт Министерства просвещения РФ
Условия обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Организация доступа в здание для инвалидов и лиц с ОВЗ:
Пандус на входе в здание начальной и старшей школы
Кнопка вызова помощи
Специализированные туалеты для маломобильных групп
В основном корпусе функционируют лифты для маломобильных групп
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- На участке выполнена непрерывность пешеходного пути, обеспечивающего доступ в здание. Данный путь позволяет добраться с автостоянок, расположенных вне территории, на которых предусмотрены места для стоянки автотранспорта МНГ.
- Главный вход в здание оборудован пандусом и поручнями. Наружные двери не имеют порогов. На путях движения МНГ двери открываются наружу.
- Для доступа с первого по четвертый этаж установлены лифты.
- При движении инвалида по коридорам общего пользования на кресле-коляске обеспечено пространство для разворота не менее 1.8х1.8, ширина путей движения по коридорам общего пользования минимум 4.0 м. Ширина проемов в помещениях, куда предусмотрен доступ инвалидам минимум 1,0 м. Дверные проемы в помещениях не имеют порогов.
- Поручни на ограждениях лестниц предусмотрены на высоте 0,5 м (в блоке начальных классов); 0,7 и 0,9 м. Диаметр поручня — 0,35 — 0,45 м для начальных классов и 0,45 — 0,55 м – для остального контингента учащихся.
- Подходы к различному оборудованию и мебели приняты по ширине не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м. Диаметр зоны для самостоятельного разворота на 180° инвалида на кресле-коляске принят не менее 1,4 м.
- Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании от себя” принята 1,2 м, а при открывании “к себе” — 1,5 м при ширине не менее 1,5 м. Ширина прохода в помещении с оборудованием и мебелью принята не менее 1,2 м.
- Ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах колясках и на опорах — не менее 0,9 м от спинки стула до следующего стола, а у места учащегося на кресле-коляске вдоль прохода не менее 1,4 м.
- Другие размеры, где не проезжают на кресле-коляске — между рядом столов и стеной с оконными проемами — не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов – не менее 1,0 м. Расстояние между столами в ряду — не менее 0,85.
- В учебном помещении первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха.
- Зоны переодевания для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с недостатками зрения, в гардеробе размещаются в стороне от транзитных проходов и имеют специальное оборудование: поручни, скамьи шириной не менее 0,4м, полки и крючки для сумок и одежды, места для сидения и переодевания. Вблизи предусмотрены индивидуальные камеры хранения личных вещей и учебников.
- На первом этаже в обеденном зале пищеблока предусмотрено четыре места для лиц, передвигающихся на креслах-колясках. Данные места располагаются в непроходной зоне, в непосредственной близости от эвакуационных выходов. Расстановка мебели и оборудования обеспечивает беспрепятственное движение инвалидов.
- Конструктивные элементы внутри зданий, а также декоративные элементы и скульптура, размещаемые в габаритах путей движения на стенах и других вертикальных поверхностях, имеют закругленные края, а также не выступают более чем на 0,1 м на высоте от 0,7 до 2,1 м от уровня пола.
- Освещенность помещений и коммуникаций, доступных для МГН, повышена на одну ступень по сравнению с требованиями СНиП 23-05. Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4.
- Приборы для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны и кнопки различных аппаратов, устройства, которыми могут воспользоваться
- Для инвалидов-колясочников предусмотрены универсальные санитарно-гигиенические кабины на каждом этаже здания. Кабины имеют нормативные размеры в плане 2.29х3.16 м с пространством для размещения кресла – коляски. В санитарных кабинах установлены поручни, откидные сидения сантехники. Высота умывальника от пола 0.8 м, расстояние от боковой стены 370мм. Крючок для полотенца 1.3 м от пола. Дверь открывается наружу. Ширина проема 1010 мм. Покрытие пола — керамическая плитка матовая с шероховатой поверхностью.
Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва – это структурное подразделение общеобразовательного учреждения, осуществляющее библиотечно-библиографическое обслуживание и информационное сопровождение образовательного процесса.
Пользователям предоставляются следующие библиотечно-библиографические услуги:
- оперативное предоставление информации и документов;
- поиск материалов по запросу;
- консультационная и практическая помощь в поиске и выборе информации;
- информирование о новых поступлениях литературы;
- выполнение библиографических справок;
- рекомендация книг для чтения;
- доступ к Интернет с различных устройств;
- доступ к электронным информационным ресурсам МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва;
- проведение массовых мероприятий, библиотечных уроков, акций, конкурсов.
Библиотечный фонд состоит из основного (универсального) фонда и специализированного (учебного) фонда. Основной фонд включает художественную литературу (отечественная и зарубежная, классическая и современная, а также детская); отраслевую литературу; справочно-библиографические издания (справочники, словари, энциклопедии); периодические издания. Специализированный (учебный) фонд состоит из учебников; учебных пособий.
В библиотеке выделены функциональные зоны:
- Абонемент
- Зона читального зала
- Зона для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей
- Зона комфортного чтения
- Зона активного общения
- Зона свободного доступа к фондам библиотеки
- Зона для коллективной работы с гибкой организацией пространства для проведения литературно-образовательных мероприятий, выступлений, встреч с писателями, защиты проектов, дискуссий, обсуждений за круглым столом.
Сведения о специальных условиях охраны здоровья
В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
— проводятся занятия по ЛФК;
— имеются медицинский и процедурный кабинеты.
— в школе функционирует ПМПК,
— работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед.
Сведения о специальных условиях питания
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы условия для организации питания:
- широкие дверные проемы для лиц, с заболеваниями опорнодвигательного аппарата;
- отдельное двухнедельное меню для питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивно-оздоровительные занятия и секции проводятся во внеучебное время в соответствии с графиком дополнительных занятий спортом и физической культурой. Данные занятия посещают как обучающиеся, так преподаватели.
Помещения для занятия спортом оборудовано раздевалками и туалетными комнатами с душевыми, в том числе приспособленные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Так же для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья созданы условия для участия в спортивных мероприятиях в спортивном зале широкие дверные проемы в спортивном зале для лиц, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Составной частью образовательного процесса является система средств обучения и система воспитательной работы.
Для эффективной системы организации обучения и воспитания учащихся, в том числе инвалидов и учащихся с ОВЗ в
школе функционирует кабинет социально-психологической помощи.
Сопровождение учащихся с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается высокопрофессиональными специалистами – тьюторами и психологами.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это интерактивные панели, ноутбуки ученические, МФУ.
Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Федеральные документы
• Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» Раздел V.
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»
• Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
• «Конституция Российской Федерации» (ст.8)
• «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
• Конвенция о правах инвалидов
• Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
• Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
• Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020гг
Приказ «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 02.12.2015 №1399
Инклюзивное образование с реализацией программы «Доступная среда» в МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, но и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
Документы МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва
Соглашение о социальном партнёрстве от 23 октября 2023 года
Соглашение о социальном партнёрстве от 30 октября 2023 года
ПЛАН РАБОТЫ по сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов на 2024-2025 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ по сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов на 2023-2024 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ по сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов на 2022-2023 учебный год
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Доступная среда»
Программа «Доступная среда» в МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Программа «Доступная среда» обеспечивает:
• создание в МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
• социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
• реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Ожидаемые результаты:
• позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
• обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня.
Задачи программы:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:
1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.
Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:
1. Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов.
3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.
Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:
• Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании безбарьерной среды в МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва для детей с ОВЗ.
• Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
• Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»: развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва привлечет детей с ОВЗ, проживающих в других селах района.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
Создание безбарьерной среды
В соответствии с ФЗ 419 от 01.12. 2014 о создании безбарьерной среды, Приказом Минобрнауки РФ №1309 по созданию в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность безбарьерной среды для лиц с инвалидностью в МБОУ СОШ с. Троицкое им. Героя Советского Союза М.Д. Карасёва проведены следующие виды работ: https://drive.google.com/file/d/11NpI_Nespa4HaDFsH8hVWw6Hz1P4J_sq/view
Учащиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания.
Медицинское сопровождение осуществляется врачом общей практики Райковой Н.Ф. ФАПа.
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2010 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: http://stroizkoe.ru/ где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.
Психолого — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, классный руководитель, учитель-логопед, учитель-дефектолог. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия.
В системе работы следующие формы:
1. проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
2. проведение малых педагогических советов, административных советов;
3. ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
4. посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
5. разработка методических рекомендаций учителю;
6. диагностика, коррекция, профилактика;
7. обследование школьников по запросу родителей;
8. оказание психологической поддержки педагогам.
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия с детьми с ОВЗ работают по адаптированным программам.
Рекомендации учителям
• Информационно — методический портал по инклюзивному и специальному образованию
• Рекомендации по организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
• Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы
Памятка «Советы родителям детей с ОВЗ
1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу «клеймом на всю жизнь», не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.
2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.
3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.
4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что «педагог жалуется». Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.
5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или «плохого» характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал «нормальным», на ваш взгляд, критериям.
6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы
Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставления на нём услуг в сфере образования
С обучающимися с особыми образовательными потребностями проводятся коррекционно- развивающие занятия, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, ориентации в пространстве, развитие мышления и воображения